Вампилов Александр - Прошлым Летом В Чулимске
Александр Вампилов
Прошлым летом в Чулимске
Драма в двух действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ШАМАНОВ
ПАШКА
ПОМИГАЛОВ
ДЕРГАЧЕВ
МЕЧЕТКИН
ЕРЕМЕЕВ
ВАЛЕНТИНА
КАШКИНА
ХОРОШИХ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Утро
Летнее утро в таежном райцентре.
Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином.
За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу
покрытая елью, выше - сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три
окна и дверь, на которой прибита вывеска "Чайная". Перед мезонином небольшой
балкончик, и дверь на него чуть приоткрыта, внизу окна закрыты ставнями. На
одной из ставен висит бумажка, должно быть, распорядок работы чайной. Здесь
же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев.
Слева от дома - калитка и скамейка, а дальше высокие ворота. Начинаясь за
воротами, вверх к дверям мезонина ведет лестница с перилами. На карнизах,
оконных наличниках, ставнях, воротах - всюду ажурная резьба. Наполовину
обитая, обшарпанная, черная от времени, резьба эта все еще придает дому
нарядный вид.
Перед домом - деревянный тротуар и такой же старый, как дом (ограда его
тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и
цветами посередине. Простенькие бледно-розовые цветы растут прямо в траве,
редко и беспорядочно, как в лесу.
Палисадник расположен так, что для посетителей, направляющихся в чайную
с правой стороны улицы, он выглядит некоторым препятствием, преодолеть
которое должно, обойдя его по тротуару, огибающему здесь половину ограды
палисадника. Труд этот невелик - в обход шагов десяток, не более того, но по
укоренившейся здесь привычке посетители, не утруждая себя "лишним шагом",
ходят прямо через палисадник. Следствием этой манеры является неприглядный
вид всего фасада: с одной стороны из ограды выбито две доски, кусты
смородины обломаны, трава и цветы помяты, а калитка палисадника, которая
выходит прямо к крыльцу чайной, распахнута и болтается косо на одной петле.
У крыльца на веранде лежит человек. Устроился он в углу, незаметно. Из-под
телогрейки чуть торчат кирзовые сапоги - вот и все. Сразу и не разглядишь,
что это человек. Первоначальная тишина и неподвижность картины нарушаются
лаем собак где-то по соседству и отдаленным гудением мотора. Потом щелкает
заложка большой калитки и появляется Валентина.
Валентине не более восемнадцати лет, она среднего роста, стройна,
миловидна. На ней ситцевое летнее платье, недорогие туфли на босу ногу.
Причесана просто. Валентина направляется в чайную, но на крыльце неожиданно
останавливается и, обернувшись, осматривает палисадник. Бегом - так же как и
поднялась - спускается с крыльца. Она проходит в палисадник, поднимает с
земли вынутые из ограды доски, водворяет их на место, потом кое-где
расправляет траву и принимается чинить калитку. Но тут калитка срывается с
петли и хлопает о землю. При этом человек, спящий на веранде и ранее
Валентиной не замеченный, неожиданно и довольно проворно поднимается на
ноги. Валентина слегка вскрикивает от испуга. Перед Валентиной стоит старик
невысокого роста, сухой, чуть сгорбленный. Он узкоглаз, лицо у него темное,
что называется, прокопченное, волосы седые и нестриженые. В руках он держит
свою телогрейку, а рядом с ним лежит вещевой мешок, который он, очевидно,
подкладывает под голову. Его фамилия Еремеев.
ЕРЕМЕЕВ. Ты почему?
Валентина молчит. Испуг еще не прошел, и она смотрит на Еремеева широко
раскрытыми глазами.
Почему? Зачем кричать?
ВАЛЕНТИНА. Ой, как